«Не стыдно чего-нибудь не знать,

но стыдно не хотеть учиться.»

Сократ

         

Памятка для воспитателей

«Создание условий для успешной работы с детьми в летний оздоровительный период»

  1. Организационно- педагогические условия:
  • Переход на летний режим работы с детьми с 01.06.текущего года;
  • Планирование работы с детьми согласно тематическому плану на лето;
  • Организация приема детей дошкольного возраста на улице с 1 июня текущего года.
  1. Санитарно-гигиенические условия:
  • Организация питьевого режима: наличие чайника для питьевой воды, индивидуальных стаканчиков;
  • Наличие:

— аптечки для оказания доврачебной помощи,

— исправного оборудования на прогулочных площадках,

— необходимого оборудования для мытья ног и проведения закаливающих мероприятий,

— таза для мытья игрушек и выносного материала,

— крышек для песочниц.

  1. Условия для физкультурно-оздоровительной работы:
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе: утренний прием (дошкольные группы), утренняя гимнастика (дошкольные группы), физкультурные занятия, праздники и развлечения на свежем воздухе, прогулки с детьми 2 раза в день;
  • Приобретение и пополнение физкультурного оборудования (кольцебросы, мячи, скакалки, ленты, шнуры, велосипеды, игры для организации различных видов детской деятельности и повышения двигательной активности;
  • Приобретение оборудования, необходимого для летнего закаливания детей (тазики, градусники, ножные полотенца, массажные дорожки и т.п.);
  • Подготовка оборудования, картотек подвижных игр в летний период;
  • Пополнение дидактического материала для работы по ОБЖ, обучению правилам дорожного движения (дошкольники), формированию здорового образа жизни.
  1. Условия для познавательно-речевого развития:
  • Комплектование библиотеки детской художественной литературы для чтения летом;
  • Подбор дидактических игр, пособий;
  • Проведение экскурсий познавательного содержания в соответствии с тематическим планом (дошкольники);
  • Подбор сказок для театрализованной деятельности, подбор стихов для разучивания с детьми;
  • Подготовка оборудования для экспериментальной деятельности детей.
  1. Условия для художественно-эстетического воспитания:
  • Подбор различного материала для изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование);
  • Приобретение цветных мелков.
  1. Условия для элементов трудовой деятельности (дошкольники):
  • Высаживание цветников и огорода, поддержка их в хорошем состоянии;
  • Подготовка оборудования для организации труда детей в природе (детские грабли, лейки, лопатки, метелки и т.п.).                                                                                                                                                                                                                                                   В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ

организация работы с детьми летом

 

Консультация для педагогов

«Взаимодействие с родителями в адаптационный период».

       Поступление в детский сад – это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать в следствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Сведения о ребенке мы получаем в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, в ходе бесед важно установить контакт с родителями, помочь снять тревогу за малыша, информировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие.

Важно использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать, использовать игровые методы взаимодействия с ребенком, создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Целесообразно рекомендовать родителям впервые дни приводить ребенка только на прогулку – так ему легче познакомиться с воспитателями и другими детьми. Задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.

Ежедневно во время адаптационного периода, необходимо несколько минут посвящать индивидуальной беседе с каждым родителем. Обладая информацией, как ребенок провел день, родители будут более спокойны, а значит их в уверенность в том, что они сделали верный шаг, приведя, ребенка в детский сад будет расти.

      При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

— целенаправленность, систематичность, плановость;

— дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;

— возрастной характер взаимодействия с родителями;

— доброжелательность, открытость;

— общение на основе диалога;

— отказ от критики и оценки партнера по общению.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:
1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОО, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Со стороны педагога-психолога будет целесообразно встретиться индивидуально  с каждым родителем и ребенком. Целью этой встречи будет прогнозирование процесса адаптации по индивидуальным особенностям ребенка (контактность, сформированность культурно-гигиенических навыков и т.п) а также заполнение родителями анкет и предоставление им рекомендаций.  За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям информацию, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает выстроить работу с прибывшими детьми с учетом их личностных особенностей, привычек. Педагогу-психологу необходимо донести до педагогов важную мысль: воспитатель, как никто другой, может снять все тревоги и опасения мамы по поводу детского сада, а значит улучшить адаптацию ее малыша.

Рекомендации:
1. Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу, познакомиться, назвать свое имя, отчество. Пригласить маму осмотреть группу, показать шкафчики, куда дети вешают одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, воспитатели следят за вещами детей. Затем пригласить маму в игровую комнату, обратить ее внимание на игрушки, пособия, книги. Рассказать, что будут с детьми играть, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать им и рассказывать сказки. Показать маме спальню. Если у мамы будет пожелание, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполнить ее просьбу. Показать туалетную комнату, обратить внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце и расческа.

2. Выяснить, как называют ребенка дома, чем он больше всего любит заниматься, что любит кушать, а что нет, как засыпает и т. д. Самое главное – воспитатель должен дать маме почувствовать, что будет подходить к ребенку индивидуально и готов принимать во внимание особенности его характера. И тогда мама после такого знакомства с воспитателем с удовольствием со спокойной душой приведет своего ребенка в садик, а малыш не будет плакать.

3. Индивидуальный режим.Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи.В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

4.Организация диагностической работы.Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организует диагностическую работу. Диагностика детей проводится предварительно согласовав с родителями.

5.Так же до прихода ребенка в группу проводится анкетирование родителей. На основе ответов на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОО.

По полученным результатам определяют прогноз адаптации составляют индивидуальный образовательный маршрут.

6. Можно использовать следующие формы работы детского сада с семьей: родительские собрания, анкетирование, наблюдение, посещение на дому, выставки, наглядные формы педагогической пропаганды (позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя, диагностика типового семейного состояния, присутствие родителей во время адаптационного периода в группе, укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», совместные развивающие игры. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

8. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада

9. В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

10. Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Воспитатели с родителями должны вместе придерживаться единого подхода в организации распорядка дня, питания малыша, проведении гигиенических процедур, вместе разделять заботу об эмоциональном благополучии ребёнка и его успешном развитии.

11. Очень важным является проведение утренников в ясельных группах с участием родителей. В процессе совместного мероприятия устанавливаются более тесные отношения между родителями и воспитателями, развивается понимание взрослым действий ребенка, его эмоционального состояния, приобретается опыт совместных переживаний. Ведь важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. И такие контакты помогают установить семейные праздники. Применяемая форма работы позволяет создать теплую дружественную обстановку. Родители вместе с детьми могут петь, танцевать, играть в подвижные игры, рисовать. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а также существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду.

Так же можно организовывать «круглые столы» с новенькими, привлекая родителей старших воспитанников для обмена опытом.

Можно подарить памятки «Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрёпки» «Детский сад глазами родителей».

Интересной формой взаимодействия является «Портфолио ребёнка». На первом этапе оформления родители вместе с детьми могут обсудить, как оно может выглядеть, какие фотографии поместят туда и что напишут на страничке «Давайте познакомимся» (интересные факты из жизни ребёнка, его привычки и т. д.)

Таким образом, необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

 

Консультация на тему

«Адаптация детей к условиям детского сада»

С поступлением ребенка 3—4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные центра Госсанэпиднадзора, он свидетельствующие о росте нервнопсихических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года. При этом они занимают пятое место среди других заболеваний. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.

К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.

  1. Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
  2. Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
  3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

 легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

 адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

 тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Таким образом, первая часть данной работы ставит своей задачей помочь руководителям дошкольных учреждений, воспитателям, детским психологам в организации адаптационного периода, дает практические рекомендации, описание занятий, сценарии, призванные облегчить эту сложную, кропотливую работу на первоначальном этапе.

На основании вышеизложенного выделяются следующие цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей:

 создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,

 формирование чувства уверенности в окружающем.

Рассмотрим подробнее условия достижения этих целей.

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ

Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1сентября Праздника (как пример). Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали сразу после обеда, чтобы родители все время пребывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним. Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними (например, организация группового праздника). Опыт работы показывает, что проведение Праздника Знакомства необходимо, причем его эффект проявляется, даже если его провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника, который проводится после ужина: дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад. Родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т. д.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны — добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал. Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад трехлетним малышом: действительно, все дети там хоть на год, но старше него; его окружают незнакомые взрослые — воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно — что там, за поворотом? — не заблудиться бы. Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

1) знакомство, сближение детей между собой;

2) знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

3) знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

4) знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);

5) знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

6) знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знания и четкого выполнения определенных правил. И прежде чем рассмотреть приемы формирования чувства уверенности в окружающем, познакомимся с этими правилами.

Правило 1

Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в редложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять.

Правило 2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять.

Правило 4

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное

Правило 5

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения. Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!

Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,                                                                                                                                                              Оставайся такой, да не лопайся!                                                                                                                                                                          Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

ЛОВИ-ЛОВИ!

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.

Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.

ЧЕЙ ГОЛОСОК?

Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!». Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Внимание! Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми! Ниже приводятся стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала (слева слова стихотворения, справа — примерные действия):

ЗАЙКА

Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)                                                                                                                    Маленький зайка, (Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)                                                                                      Длинные ушки, (Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».)                                                                                                            Быстрые ножки. (Побежали.)                                                                                                                                                                                  Заинька-зайка, Маленький зайка, (Движения повторяются.)                                                                                                                             Деток боишься,Зайка-трусишка.                                                                                                                                                                                  (Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)

МИШКА

Мишка, мишка косолапый,                                                                                                                                                                                              Мишка по лесу идет, (Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)                                        Мишка хочет сладких ягод, (Погладить себя по животу, облизнуться.)                                                                                                                Да никак их не найдет. (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)                                                                                                               Вдруг увидел много ягод                                                                                                                                                                                                           И тихонько зарычал.   (Показать указательным пальцем, на лице — восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.)                          Подошли к мишутке детки,       (Помаршировать.)                                                                                                                                                        Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)                                                                                                                  (Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».)

СТОЛЯРЫ

Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.                                                                                                                                                                          Стальные зубы остры — легко идет пила.                                                                                                                                                                      Вжик-вжик, вжик-вжик.                                                                                                                                                                                                    Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,                                                                                                                                                                    И беленькие стружки свернулись в завитки.                                                                                                                                                                Шух-шух, шух-шух.                                                                                                                                                                                                                      А ну-ка веселее ударим молотком,                                                                                                                                                                        Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем.                                                                                                                                                                         Тук-тук, тук-тук.

КОЗЛИК

Козлик по полю гулял, на гармонике играл:                                                                                                                                                           Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл.                                                                                                                                                    Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь:                                                                                                                                                    Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь.                                                                                                                                                 Козлик наш не убежал, веселее заиграл:                                                                                                                                                                  Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл.                                                                                                                                                                      Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:                                                                                                                                           Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!

ЗАРЯДКА

Скачет лягушонок, ква-ква-ква,                                                                                                                                                                                    Плавает утенок, кря-кря-кря.                                                                                                                                                                                                Все вокруг стараются, спортом занимаются!                                                                                                                                                                        Быстрая синица, тюр-лю-лю,                                                                                                                                                                                                    В воздухе резвится, тюр-лю-лю.                                                                                                                                                                                        Все вокруг стараются, спортом занимаются!                                                                                                                                                                Прыгает козленок, ме-ме-ме,                                                                                                                                                                                                 А за ним ягненок, бе-бе-бе.                                                                                                                                                                                                 Все вокруг стараются, спортом занимаются!                                                                                                                                                                Вот мы на зарядке, раз-два-три,                                                                                                                                                                                      Утром на площадке, раз-два-три.                                                                                                                                                                              Видите, стараемся, спортом занимаемся!